Экстренное торможение

Экстренным торможением называют такое торможение, которое используется для того, чтобы остановить транспортное средство в различных критических ситуациях, которые связаны с дефицитом расстояния и времени. Такое торможение реализует наиболее интенсивное замедление учитывая тормозные свойства транспортных средств, возможности водителя для применения традиционных либо нетрадиционных приемов в зависимости от различных факторов, таких, как коэффициент сцепления колес с дорогой и прочих внешних условий.

Цель экстренного торможения – это остановка за минимум времени при прохождении минимума расстояния. Эти величины связаны между собой, поскольку чем быстрее происходит снижение скорости, тем меньше времени необходимо для остановки, и тем меньше будет длина тормозного пути.

В автомобиле для экстренного торможения предусмотрена рабочая тормозная система. Из-за довольно малой массой средств автотранспорта и их массовым изготовлением, в них как правило, конструкцией не предусмотрены аварийная или экстренная тормозная система, за исключением ручного тормоза.

Таким образом, эффективное экстренное торможение на автомобильном транспорте в первую очередь зависит от грамотных действий водителя ив целом обстановки на дороге. Тут могут сыграть роль различные факторы, в том числе скорость реакции, правильность действий, состояние дорожного покрытия и шин. Помимо этого, играют роль и дополнительные системы, которые применяются для усовершенствования тормозной системы, к ним можно отнести антиблокировочную систему тормозов (ABS – с английского Anti-lock Braking System).  

В современных тормозных системах, которые используют пневматические или гидравлические тракты, есть возможность при применении довольно небольших усилий на педаль тормоза передать усилия на тормозные колодки, что заблокирует вращение колеса. В свою очередь, блокировка вращения колес превращает торможение в трение. Подобный эффект называется юзом.   

Трение скольжения между шинами и дорогой гораздо меньше трения в тормозной системе, что и уменьшает эффективность торможения, снижение замедления, увеличение времени торможения и тормозного пути.

Водитель должен уметь совмещать максимальные усилия на колодки в момент торможения и сохранение колесами вращение (отсутствие блокировки). Если ABS не предусмотрена, этого можно достичь, используя тормозную систему.