Аквапланирование

Аквапланирование представляет собой ситуацию, при которой транспортное средство теряет сцепление с дорожной поверхностью ввиду контакта с водой. На практике встречается и частичная и полная потеря управления автомобилем. Потеря сцепления с дорогой не дает возможности водителю управлять траекторией, что чревато серьезными последствиями.   

Основная причина эффекта аквапланирования заключается в том, что автомобиль входит в лужу на критической скорости. В результате, под действием критической скорости, возникает гидродинамический клин, образуемый между сцепной поверхностью и шинами автомобиля. Другими словами, протектор не успевает удалять воду из под колеса, при этом автомобиль буквально приподнимается над дорожным покрытием.

Проблема аквапланирования решается многими крупными производителями шин, но, несмотря на это, невозможно достичь такого результата при котором данный эффект отсутствовал бы полностью. В продаже имеются специальные дождевые шины, но даже на них автомобиль при въезде в лужу на критической скорости способен потерять управляемость и дальнейшие события будут зависеть от подготовки водителя и его психологической состоятельности.

Основные причины, способствующие аквапланированию:

  • •слишком высокая скорость при въезде в лужу;
  • •сильный износ протектора шин;
  • •неровное дорожное покрытие;
  • •неправильное давление шин;
  • •состояние ходовой части автомобиля.


Специалисты отмечают, что аквапланирование возникает при наезде на лужу или при движении по водной поверхности (например, после дождя) со скоростью 70-100 км/ч. На практике, учитывая все вышеперечисленные факторы, указанный скоростной диапазон смело можно снизить до 50 км/ч.

Вождение в дождливую погоду является процессом повышенной опасности, поэтому автомобиль должен быть готов и технически исправен. Особенно стоит уделить внимание износу протектора шин. Если бы каждый водитель помнил о скорости и возможном эффекте аквапланирования перед каждой лужей, то многих аварий можно было бы избежать.

Если все-таки ваш автомобиль вошел в аквапланирование, то следует хладнокровно выполнить следующее:

  • отпустить педаль газа, при этом строго запрещается нажимать на педаль тормоза;
  • торможение должно происходить только двигателем (рекомендуется плавно переключать передачу на низшую);
  • гидроудар при въезде в лужу может быть настолько сильным, что у вас выбьет руль из рук, поэтому рекомендуется держать рулевое колесо по правилам в положении 10-2;
  • запрещается беспорядочно дергать руль, так как при первом контакте с крепким дорожным покрытием может произойти занос с последующим опрокидыванием.